Вниз

9 ноября 2022

Мысли перед началом турнира


20 ноября на полях Катара стартует 22-й по счёту Чемпионат Мира по футболу. Турнир вошёл в историю ещё в декабре 2010-го года, когда Катар был объявлен хозяином мирового форума. Летом играть в футбол там невозможно по причине сильной жары, потому решено было провести турнир зимой, что парушало стройный футбольный календарь. И породило кучу вопросов к ФИФА. Пожалуй, именно тогда руководство ФИФА и лично глава организации Йозеф Блаттер стали врагами англо-саксонского мира, ведь фаворитом на проведение ЧМ-2022 были США. А принятое на том же конгрессе решение отдать право проведения Чемпионата Мира-2018 России, а не Англии, вызвало изжогу уже у британцев. Именно американская прокуратура в 2015-м году подала заявление на расследование коррупционной деятельности а ФИФА, что привело в итоге к отстранению Йозефа Блаттера, а также главы УЕФА Мишеля Платини, с запретом на любую футбольную деятельность в течение то ли 6, то ли 8 лет. То, что у верхушки ФИФА “рыло в пуху”, в общем, вряд ли для кого-то явилось новостью. Но буквально на днях, за 2 недели до старта, вскрылись любопытные подробности. Йозеф Блаттер в интервью рассказал об имевшем место незадолго до конгресса ФИФА в декабре 2010-го года диалоге между тогдашним президентом Франции Николя Саркози с главой УЕФА французом же Мишелем Платини, в ходе которого Саркози попросил Платини помочь с голосами в пользу Катара при голосовании. В обмен катарские шейхи обязались вложиться крупными инвестициями в популяризацию французской Лиги 1. В итоге Катар победил в голосовании с перевесом в 4 голоса, который обеспечили делегаты от Франции и “близкие к ним”. И ПСЖ был приобретён катарскими шейхами в 2011-м году, посреди сезона 2011-12 последовало приглашение на пост главного тренера статусного Карло Анчелотти вместо “местечкового” Антуана Комбуаре, летом 2012-го последовали громкие трансферы Златана Ибрагимовича и Тьяго Силвы из Милана и так далее. Не такая уж, в общем, и сенсация. Ещё один “штрих к портрету” абсолютно прозрачной и честной организации, коей является ФИФА (*сарказм).

Но меня больше интересует аспект не политический, а чисто футбольный. Чемпионат мира летом означал несколько укороченную и скомканную предсезонку, потому что лидеры команд получали отдых после турнира. Но всё же то не была ситуация “с корабля на бал”, как это имеет место сейчас. Тектонические изменения, через которые футбольный мир начал проходить в середине 1990-х (дело Босмана), наметили раскол интересов клубов и сборных. Футбольная глобализация привела к повышенной концентрации лучших игроков мира в больших европейских клубах. Собственно, большие евроаейские клубы стали “сборными мира”. Именно тогда, во второй половине 90-х, всё более слышными стали разговоры о создании отдельного турнира для сильнейших клубов. УЕФА пришлось идти на компромисс и реформировать Лигу Чемпионов, расширяя представительство ведуших европейских футбольных держав вначале до двух, а вскоре и до трёх- четырёх. “Сборные мира” под названием Реал, Милан, Барселона, Интер, Ювентус, Манчестер Юнайткд, Челси и тд стали приобретать статус глобальных брендов. Конец 90-х – время, когда европейский клубный футбол стал задавать тренд во всем мире. Примерно с тех пор работа тренером большого клуба в Европе стала приоритетной. К работе со сборными переходили либо ближе к склону тренерских лет (Фабио Капелло в сборных Англии и России), либо заполняя паузы в клубной работе (Конте в сборной Италии в 2014-16 годах, между Ювентусом и Челси). К тому же “сборные мира”  со всё большей неохотой отпускали своих игроков в национальные сборные. Понятно, что роспуск игроков на две недели во вск стороны света и подсчёт повреждений и травм после их возвращения в планы клубов не входил.

Но для многих людей, не особо следящих за клубным футболом, именно с международными турнирами сборных футбол и ассоциируется. Чемпионат мира – событие, которое действительно маркирует футбол как вид спорта номер один. К тому же для тех же южноамериканцев это возможность поболеть за своих лучших игроков во время выступления за их страну, а не за чужие европейские команды. Да и для топовых игроков чемпионат мира всё ещё представляет большую ценность. Поэтому тернир определённо стОит зрительского внимания. А сроки его проведения – дополнительная интрига в вопросе взаимоотношения клубов и сборных и того, как проведение Чемпионата Мира среди сборных посреди европейского клубного сезона повлияет на этот самый сезон.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Рейтинг не проставлен)
Loading ... Loading ...

Еще из рубрики Сборные, ЧМ-2022

Поделись своими мыслями!

(обязательно)
(обязательно)

Почтовые адреса не публикуются.

Подпишись на комментарии


− семь = 2