Южной Америке до Европы далеко
5 июня прочитал новость о том, что экс-тренер сборной Бразилии Луис Фелипе Сколари 4 июня возглавил китайский “Гуанчжоу Эвергранд”, хотя имел предложение от одного из московских клубов. По словам агента бразильца, он не хотел продолжать работу в Бразилии со своим уже прежним клубом “Гремио”, который он покинул после неудачного старта в местном чемпионате.
Напомню, Луис Фелипе Сколари со сборной Бразилии выиграл чемпионат мира в 2002 году, после того неплохо работал с Португалией (финал Евро-2004, полуфинал ЧМ-2006, 1/4 финала Евро-2008). Но после того в резюме Сколари стали появляться не самые приятные пункты – провальные несколько месяцев работы в “Челси” (Джон Терри и Фрэнк Лэмпард даже собирались обратиться к Сколари, чтобы тренировки были более интенсивными, а тактические занятия более детальными), потом – почётная работа на ниве подъёма узбекского футбола – в “Бунедкоре”. Ну и возвращение в сборную Бразилии. По факту шаг вперёд сделан – после двух четвертьфиналов выход в 1/2 финала на домашнем ЧМ-2014. Но полуфинал против немцев (1-7), да и матч за третье место против голландцев (0-3) – кошмар бразильского футбола. Сейчас же Сколари предпочёл российской Премьер-лиге более комфортную и, скорее всего, менее напряжённую работу в Китае.
Сколари, безусловно, титулованный и выдающийся тренер. Но его пример показателен – тем, насколько современный футбол в Южной Америке отстаёт от европейского. Успешная работа с европейской сборной (Португалия) – это достижение Сколари. Но тенденция сейчас такова, что востребованные на клубном уровне тренеры неохотно соглашаются работать со сборными. Чаще это происходит ближе к концу карьеры, когда специалисту уже сложнее тянуть клубные нагрузки (например, Хитцфельд, Капелло, Траппатони). Из маститых южноамериканских тренеров почти никто не сумел хоть сколько-нибудь зарекомендовать себя в Европе. Гений оборонительной тактики Карлос Бьянки, который с “Бокой Хуниорс” брал Кубок Либертадорес и в отдельно взятых матчах за Межконтинентальный Кубок обыгрывал европейских соперников, на уровне Серии А, в “Роме”, проявить себя никак не сумел. В Италии мастеров выстроить защиту не хуже Бьянки оказалось немало. Вандерлей Люшембургу, который в Бразилии выигрывал чемпионаты почти со всеми командами, которых тренировал, за почти год в мадридском “Реале” не добился прогресса в игре. Недолгая работа Сколари в “Челси” – в эту же строку. Пример успешного переселения южноамериканского тренера в Европу – Диего Симеоне, который справедливо сейчас является одним из лучших клубных тренеров в мире. Но ведь и лучшие годы Симеоне-игрока пришлись на выступления в европейских клубах – “Атлетико” и “Лацио”.
Можно констатировать большое преимущество Европы по сравнению с Южной Америкой. Пять из шести финалистов трёх последних чемпионатов мира – из Европы, победители также все из Европы. Из последних восьми клубных чемпионатов мира европейские команды выиграли семь. И это при том, что в Южной Америке этот мини-турнир весьма в почёте, тогда как в Европе это, скорее, перегруз календаря для победителя Лиги Чемпионов. На ЧМ-2014 в составе сборной Бразилии, виданное ли дело, не было почти ни одной по-настоящему звезды международного уровня (почти за счёт Неймара, но ведь и он до ряда Ромарио-Роналдо-Ривалдо-Роналдиньо-Роберто Калос по состоянию на лето 2014 года не дотягивал). Это уже к тому, пожалуй, что методики работы с молодыми игроками в Европе значительно превосходят южноамериканские.
Уже почти бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер в 2000 году говорил об идее проводить чемпионаты мира 1 раз в 2 года и добавлял, что весь мир должен подстраиваться под европейский календарь. Идея воплощена не была. Но за 15 лет оснований рассуждать о превосходстве Европы над миром становится всё больше. Хорошо это или плохо для всего мирового футбола – покажет время.